Загрузка
Контактная информация
г. Москва

123001 ул.Садовая-Кудринская, 22 стр. 2

Методика игры на флейте: Урок №7 - Флейта: просто о сложном: Вибрато

Седьмая часть из цикла уроков «Флейта – просто о сложном», расскажет об одном из самых важных и выразительных исполнительских приёмов в игре на флейте – вибрато.

Илья Ильич Дворецкий

Вибрато мы используем в процессе игры постоянно, иногда, сами того не замечая.

И, даже в случае сознательного отказа от вибрато и попыток играть «прямым звуком», мы так или иначе вибрируем, снижая частоту и амплитуду нашего вибрато до минимума. По сути, любое изменение звукового давления, иначе говоря, звуковой волны, есть изменение её амплитуды. Мы постоянно вибрируем в процессе исполнения либо очень медленно, когда даже на, казалось бы, ровной ноте, меняем нюанс, либо быстро, когда вибрато становится очевидным.

Но, давайте по порядку.

И для начала осознаем, что же такое вибрато?

Вибрато, это особый приём в музыке, позволяющий значительно обогатить нашу звуковую и тембральную палитру. Вибрато даёт почувствовать форму звуковой волны в буквальном смысле. При использовании вибрато, звук оживает, получает дополнительное измерение, как будто превращаясь из плоской картинки в объёмную трёхмерную графику. Не однообразные, а вариативные изменения звучания с помощью вибрато, не дают нашему слуху заскучать, помогают в построении фразы, её развитии, кульминации и окончании.

Также, благодаря этому приёму, можно достичь ощущения высокой плотности звука, при этом не утрируя указанный композитором нюанс.

Из всего сказанного следует, что вибрато очень важный и нужный приём, при умелом использовании.
Но, давайте, на минутку, представим, как будто все музыкальные произведения мы исполняем абсолютно ровным звуком.

Звучит странно?)

Чего-то явно не хватает. Чего-то привычного нашему слуху, без чего музыка статична и будто находится в состоянии анабиоза?

Да, конечно, отсутствие вибрато или прямой звук также можно использовать, как определённый приём, если того требует наша интерпретация или законы жанра.

Но, любой приём, возведённый в абсолют, может нанести ущерб музыкальной ткани и сделать ваше исполнение как минимум однообразным и предсказуемым. Поэтому поговорим об этих возможных приёмах в отдельности и затем попытаемся их комбинировать.

Технически, вибрато, это незначительное изменение динамики и высоты тона с определённой амплитудой и частотой повтора этого изменения.

То, насколько мы меняем динамику и высоту тона в пиковом моменте, является амплитудой и соответствует вертикали, а частота повтора пиков амплитуды располагается горизонтально. Эти два параметра вибрато мы можем менять на своё усмотрение:

  1. Высокая амплитуда + частое повторение
  2. Высокая амплитуда + широкое повторение
  3. Низкая амплитуда + частое повторение
  4. Низкая амплитуда + широкое повторение

И бесконечные вариации этих основных комбинаций, в зависимости от вашего видения музыки.

Какие механизмы включаются в работу, если нам нужно поменять амплитуду со значения «по умолчанию», когда звук идёт ровный, на более высокую отметку?

Для осуществления задуманного, нам потребуется изменить давление и подать струю воздуха с чуть большим ускорением, за счёт чего поменяется высота звука и слегка его громкость. Поскольку это цикличный приём, то есть проделанное нами действие многократно повторяется, возникает некое возвратно-поступательное движение, дающее ощущение гибкости и разнообразия в звуке.

Конечно же проще сказать, чем сделать. Так, где же берёт начало вибрато?

Вся структура вибрато строится на нашей так-называемой опоре, то есть на подаче дыхания. Без «опёртого» выдоха, хорошего, естественного вибрато крайне сложно добиться.

В одном из прошлых выпусков я рассказывал, как правильно подавать дыхание, так что не буду повторяться, а попробую рассказать вам своё видение исполнение приёма вибрато.

Многие педагоги разделяют вибрато на верхнее и нижнее. Верхнее — гортанное, а нижнее — диафрагмальное.

Гортанное вибрато имеет свою основу соответственно в области гортани, когда импульсом является произнесение шипящей «Ха», на придыхании, без использования языка и нёба. Сродни покашливанию, когда наши связки слегка сжимаются при выдохе.

Такое вибрато достаточно легко регулировать по амплитуде и частоте, но при отсутствии должной опоры, оно будет неуверенным и нестабильным.

Диафрагмальное вибрато рождается в районе нашей диафрагмы, чуть ниже точки солнечного сплетения и тесно связано с процессом контроля и подачи дыхания. Каждый амплитудный скачок основан на поступательном движении или подаче диафрагмы. Отличный способ сохранить опору и использовать вибрато при плотном звукоизвлечении. Но, поскольку движение нашей диафрагмы само по себе имеет значительную амплитуду, приём этот довольно энергозатратный и может вызывать утомление от длительного применения. Плюс ко всему движение диафрагмы с высокой частотой, если требуется, не добавляет комфорта в игре. А, если высокая частота накладывается на высокую амплитуду, то вибрато может превратиться в подобие толчков.

Таким крупным вибрато сложно управлять, и оно плохо интегрируется в музыкальную ткань.

Как мне кажется, лучше всего использовать смешение двух техник гортанного и диафрагмального вибрато, назовём этот способ mixed vibrato или смешанное вибрато, когда за частоту и амплитуду отвечает гортань, а диафрагма даёт константу в виде опоры, но не поделённой на части, а протяжённой, которая соответствует набранному дыханию и исполняемой музыкальной фразе или отдельной длинной ноте.

Тем самым верхнее вибрато с нужной частотой и амплитудой, если образно говорить, как бусинки на нитку насаживается на единую опору диафрагмы при выдохе.

В первую очередь мы должны понять, что вибрато — приём, применение которого сильно зависит от нашего музыкального вкуса и стилистики исполнения.

Поэтому, разобравшись с технической составляющей, давайте поймём, как правильно, а главное разнообразно применять вибрато в музыке.

Чтобы не погрязнуть в стилистических дебрях, давайте попробуем применить вибрато на одной лишь длинной ноте.

Для начала, изобразим вибрато без флейты, просто с помощью постоянной опоры и слога «Ха» на связках. Пусть это будут четверти.

1 2 3 4 — 1 2 3 4
Ха-Ха-Ха-Ха — Ха-Ха-Ха-Ха

При этом мы ощущаем весь процесс, как единый выдох, который слегка прерывается смыканием связок в заданном нами темпе. Точно также, мы можем просто увеличить темп, либо сменить длительности, то есть частоту нашего вибрато.

Как правило, амплитуда, то есть сила толчка, а соответственно отклонение звучания от заданного строя, зависит от того, что мы в данный момент исполняем. Если это длинная нота или кантиленная фраза в нюансе пиано или меццо-пиано, то стоит предпочесть вибрато с более «плоским профилем», то есть без явных толчков, с низкой амплитудой.

Если музыкальный фрагмент насыщен эмоциями, то здесь нам поможет более активное вибрато с хорошей амплитудой и с большей частотой.

И, поскольку в музыке очень часто спокойные фрагменты сменяются эмоциональными всплесками, то соответственно и наше вибрато не может оставаться безучастным и быть всегда одинаковым. Кстати, это довольно распространённая проблема, когда музыкант играет произведение, как будто включая тумблер на вибрафоне. И мы слышим, как в течение всей пьесы звучит монотонный, механистичный будильник!

Чтобы этого избежать, думайте о вибрато, как о важной составляющей музыкальной ткани. Варьируйте его от состояния практически полного покоя до волнообразного и даже иногда назойливого, ведь это тоже может быть дополнительной краской, вносящей необходимое творческое разнообразие в ваше исполнение.

Также стоит избегать частого применения анемичного, мелкого вибрато, которое чаще всего проявляется при отсутствии должной опоры и компрессии в звуке.

Лучше всегда стараться исполнять вибрато на опоре, делая его более выпуклым, а изменение частоты и амплитуды должно быть максимально бесшовным и вариативным. Тут вам во многом поможет чувство собственного музыкального вкуса, которое сформировалось или продолжает формироваться при прослушивании записей хороших исполнителей. Не пренебрегайте возможностью почерпнуть нужные вам знания у любимых вами флейтистов. Совершенно необязательно для этого брать у них лично урок. Просто вслушайтесь в манеру их исполнения и обратите внимание на тот компонент, который на данный момент вас интересует.

В случае с вибрато, попробуйте услышать, как оно меняет эмоциональную окраску той или иной фразы в музыке. Поиграйте эту фразу без вибрато и с применением вибрато. Видоизменяйте вибрато в течение единой фразы, ищите лаконичное, устраивающее вас звучание. И пусть этот приём придаст новые, освежающие краски вашему исполнению!

Видео

Урок №7 - "Флейта: Вибрато"

Что такое вибрато? Что такое диафрагмальное вибрато? Что такое гортанное вибрато? Как его освоить? Как не навредить этим приемом?

Методика игры на флейте от Московского Флейтового Центра - Оглавление:

Урок №1 - Флейта: просто о сложном: Введение

Урок №2 - Флейта: просто о сложном: Метод Рокстро

Урок №3 - Флейта: просто о сложном: Дыхание

Урок №4 - Флейта: просто о сложном: Постановка губ

Урок №5 - Флейта: просто о сложном: Постановка флейтиста - Взгляд Изнутри

Урок №6 - Флейта: просто о сложном: Принцип компенсации

Урок №7 - Флейта: просто о сложном: Вибрато

Написать комментарий
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.
phone