Загрузка
Контактная информация
г. Москва

123001 ул.Садовая-Кудринская, 22 стр. 2

Методика игры на флейте: Урок №1 - Флейта: просто о сложном

ОБ АВТОРЕ

Илья Дворецкий — музыкант, флейтист.
В 2000 году окончил РАМ им. Гнесиных по классу флейты у профессора Гофмана А.Л.

В 1999 стал сооснователем известной группы Marimba Plus, исполняющей авторскую музыку на стыке жанров джаза, world music и новой академической музыки.
С 2012 — 2016 был солистом оркестра Московской Филармонии под руководством Ю.И. Симонова.
С 2016 года является директором Московского Флейтового Центра.

«Всю свою жизнь, как и большинство профессиональных флейтистов, я посвятил игре на флейте.
38 лет постоянного опыта игры на этом прекрасном инструменте сподвигли меня задуматься о том, как избежать множества ошибок в период обучения? Как максимально эффективно использовать свои силы и физические данные, чтобы процесс постижения азов не превратился в борьбу длинною в жизнь?
На просторах интернета можно встретить огромное количество руководств к чему угодно — от рецептов бабушкиных печений, до самостоятельной сборки летающей тарелки. Также и по флейте есть множество подчас интересных материалов, но мне всегда не хватало в них конкретики. Любые важные правила объясняются в стиле «так положено» или «так играют великие».

Илья Ильич Дворецкий

В данной статье, я попробую изложить своё видение многих тонких настроек и процессов, на которые стоит обратить внимание. Оговорюсь, что моё видение складывалось исходя из накопленного эмпирического и практического опыта, постоянных проб и ошибок, самокопания и медленного, но верного роста уверенности в правильности собственного подхода к игре на флейте. Также, этим материалом я попытаюсь побудить Вас к обращению внутрь себя, к поиску и познанию скрытых от Вас самих возможностей, или исправлению накопившихся проблем, решение которых лежит буквально на поверхности, главное, под каким углом на эти проблемы посмотреть :)
Но, давайте, ближе к делу. И начнём мы с самых базовых навыков любого флейтиста — постановки корпуса.

ОТ СЛОВ К ПРАКТИКЕ. ПОСТАНОВКА КОРПУСА

То, как мы стоим, противодействуя силе притяжения и удерживая верный баланс, влияет на всю нашу игру впоследствии. К примеру, если ты стоишь, заваливаясь на пятки, то мышцы живота неизменно будут статически напряжены, что само собой не позволит взять свободно дыхание.

И, вот оно, первое правило — категорически нельзя «стоять на пятках».

А как же нужно стоять?

Для начала, нарисуем перед собой воображаемую линию (край сцены), представив за ней сидящих слушателей.

Наша цель — быть услышанными, так что звук должен распространяться в сторону публики максимально эффективно и по кратчайшей траектории. Для этого флейта должна располагаться примерно параллельно линии сцены. Но, оставим эту аксиому на потом и вернёмся постановке наших рук и ног.

Флейта наша ориентирована параллельно линии сцены, а стоим мы с большей опорой на носки ступней, в первую очередь левой ноги, которая вынесена немного вперёд и направлена на 11 часов, тогда, как правая отодвинута назад и «смотрит» на 2 часа. При этом ноги располагаются на ширине плеч и, если прочертить между ними линию, то эта линия будет находиться примерно на 45-50 градусов по отношению к линии сцены.

Если взять флейту в руки, то воображаемая линия от одной ноги к другой должна составлять угол 45-50 градусов относительно флейты и воображаемой линии сцены.
Ступни ног направлены примерно на 11 и 2 часа, соответственно. Повторюсь, что для активного включения в игру, необходимо стоять с опорой на носки, слегка согнув ноги в коленях, как бы пружиня, готовясь к прыжку. Подобная, так называемая «активная позиция» позволяет всегда оставаться в равновесии и способствует правильному взятию дыхания.

Теперь поговорим о руках.

КАК УДЕРЖИВАТЬ ФЛЕЙТУ?

Возьмём флейту по расположению клапанов левой и правой руки соответственно прямо перед собой, с опущенными вниз руками и выпрямленными локтями. Далее, медленно начинаем сгибать локти (не поднимая предплечья) так, чтобы большой палец правой руки остановился напротив вашего носа, примерно в 30 сантиметрах.

Затем медленно, от правого локтя толкаем правую часть флейты вперёд, используя левую руку, как неподвижную опору, тем самым заставляя левую половину флейты приближаться к вашей голове. Вам остаётся всего лишь немного повернуть голову в сторону левого локтя, чтобы флейта коснулась лабиумом (губками) ваших губ.

При этом мы увидим, что локоть правой руки выдвинулся вперёд и располагается на одной линии с животом. Нет необходимости сильно поднимать сами локти.
Добейтесь максимально комфортного положения рук, поскольку длительная статическая нагрузка при неудобном положении впоследствии скажется не только на технике, но и на здоровье.
Это лишь базовое движение, которое даёт общее представление о механике удержания инструмента и распределения собственного веса, а также позиции относительно слушателей.
Давайте, перейдём к более тонким настройкам, держа в уме те основные навыки, которые мы приобрели только что.

ОТ СЛОЖНОГО К ПРОСТОМУ

Все вы знаете, что существует множество трудов и методик, где довольно подробно описывается процесс удержания и постановки флейты. Но, к сожалению, преподносимая информация зачастую настолько разная и противоречивая, что сложно склонить свой выбор в пользу того или иного источника. Особенно важно понимать, что физиология у людей всегда отличается, и буквальное применение одной из выбранных методик не гарантирует вам однозначно положительного результата впоследствии. Именно поэтому мои рекомендации — максимально использовать знание геометрии вашего тела и самостоятельно находить необходимые для эффективной работы точки и углы соприкосновения, давления и подачи дыхания.
Первый, основополагающий принцип удержания инструмента, это поиск идеального сочетания комфорта и эффективности от прикладываемых вами усилий.
Начнём с самого простого и важного. Допустим, нам необходимо зафиксировать предмет
(в нашем случае палку) в стабильном положении, чтобы она не вращалась и не выпадала. Первое, что приходит на ум, воспользоваться инстинктом, доставшимся нам в наследство от приматов — схватить эту палку и сжать её в кулаке. Но, данный способ совсем не подходит для игры на флейте. Хватаясь за флейту, как за ветку, мы сильно ограничиваем свои руки в свободе и технике пальцев.


Есть древний, но по сей день актуальный способ, основанный на простейших физических законах — поместить эту палку в подобие распорки. Проще всего изобразить это буквально на пальцах, «продев» карандаш или палку между тремя пальцами. И мы тут же видим, почему палка стоит неподвижно. У неё появились три точки опоры, одна из которых, та, что посередине, направляет усилие в одну сторону, а остальные две, что вокруг — в противоположную. Попробуем применить этот принцип уже на двух руках.
На этот раз попытаемся на этой самой палке сымитировать игру на флейте.
В таком случае точками соприкосновения и давления у нас станут пространства под нижней губой, над косточкой указательного пальца левой руки и кончик большого пальца правой.
Ровно также, как и в первом случае, палка остаётся надёжно зафиксированной, лишь с оговоркой, что если мы поменяем расположение большого пальца правой руки с положения, где можно приложить усилие на положение ниже этой точки, результат будет очевиден — палка тут же выпадет, потеряв одну из точек опоры.

К чему это я всё объясняю?
Как вы, наверное, уже поняли, принцип удержания флейты построен ровно на тех же физических законах, что я практиковал в предыдущем примере. Почему же, спросите вы нам так необходим именно этот пример?
А секрет вот в чём: чтобы нам достичь максимального комфорта и свободы в удержании флейты, чтобы наши пальцы не вцеплялись в инструмент, пытаясь всеми силами удержать его в равновесии. Задача уподобиться манере игры пианистов, когда пальцы находятся в достаточно расслабленном и при этом готовом к игре состоянии.
Именно эти три точки — под губой, над косточкой указательного пальца левой руки и большой палец правой руки помогают нам максимально ИЗОЛИРОВАТЬ друг от друга ДВЕ функции наших рук — функцию УДЕРЖАНИЯ и функцию ИГРЫ или беглости пальцев.
Но почему этот момент так важен и требует вдумчивого подхода?
Всё для того, чтобы удержание инструмента никогда впоследствии не мешало вашему творчеству, и бесконечные поиски равновесия не отнимали уйму времени. Лучше сразу расставить все точки над «И» и более к данному вопросу не возвращаться.

Итак, с точками опоры мы определились. Осталось понять, как правильно поставить руки и пальцы для комфортной игры? Начнём с левой руки.
Сначала прикладываем левую руку в указанной ранее точке, над косточкой указательного пальца к точке на корпусе флейты, после клапана До, чтобы указательный палец, согнувшись, смог нажать на следующий клапан-рычаг.
Дальше, главная задача состоит в том, чтобы пальцы подушечками легли точно по центру соответствующих клапанов. Как правило, развернув кисть и поставив пальцы на клапаны, мы можем увидеть, что длины четвёртого, безымянного пальца немного не хватает, даже если его выпрямить. Играть прямыми пальцами неудобно и это плохо сказывается на технике исполнения, ввиду увеличенного рычага при нажатии. Что мы можем сделать, чтобы привести пальцы в нужную нам позицию? Всего лишь прогнуть кисть руки внутрь, чтобы ладонь была повёрнута не вниз, а «смотрела» вдоль корпуса флейты. Тем самым мы приводим кисть в более компактное расположение, пальцы стоят на своих местах уже в готовом к игре, скруглённом состоянии, и им нужно проделать минимум расстояния, чтобы в нужный момент нажать на клапан.

Если с точками под губой и на левой руке всё более или менее понятно и просто, то большой палец правой руки несёт очень важную функцию — он даёт направление вперёд, и с помощью рычага через палец левой руки оказывает необходимое давление на точку под губой, при этом практически никак не влияя на технику игры оставшихся девяти пальцев.
Как только мы сдвигаем большой палец вниз, пытаясь поддержать флейту снизу, она тут же теряет опору и норовит буквально выпрыгнуть, поскольку баланс флейты так устроен, что массив держащих механику тяжёлых стальных осей будет неизбежно перевешивать и прокручивать флейту вопреки нашим усилиям.
Это крайне важный момент для осознания и требует определённого времени, чтобы найти эти точки опоры и привыкнуть к устойчивому положению флейты.
Также, попробуйте отпустить все пальцы, растопырив их, чтобы флейта удерживалась только на трёх точках, при этом не проворачиваясь вдоль своей оси. После этого положите пальцы сверху на клапаны, при этом не нажимая их и сымитируйте игру, также не нажимая на клапаны, чтобы почувствовать, что пальцы работают совершенно независимо от точек опоры. Проверьте, нет ли зажатости в руках, медленно поднимая и опуская локти, чувствуя максимальную свободу и лёгкое давление лишь в трёх точках опоры. Рекомендую практиковать упражнения по удержанию инструмента, встав перед зеркалом. Если вы боитесь уронить флейту, попробуйте встать на матрас или на диван для начала. Когда будете уверены, что флейта не выскользнет, можно начинать практиковаться, стоя на полу, также перед зеркалом. Зеркало в свою очередь может послужить той самой воображаемой линией сцены, относительно которой вы будете располагаться.
Существуют и другие методики удержания флейты в примерном равновесии, но они неизменно требуют подключения других пальцев и, по моему мнению, добавляют статического напряжения в мышцы, что сказывается на технике и свободе в игре.

Видео

Урок №1 - "Флейта: просто о сложном"

Что такое правильная постановка корпуса? Как правильно стоять? Как держать пальцы на инструменте? Как поймать баланс?

Методика игры на флейте от Московского Флейтового Центра - Оглавление:

Урок №1 - Флейта: просто о сложном: Введение

Урок №2 - Флейта: просто о сложном: Метод Рокстро

Урок №3 - Флейта: просто о сложном: Дыхание

Урок №4 - Флейта: просто о сложном: Постановка губ

Урок №5 - Флейта: просто о сложном: Постановка флейтиста - Взгляд Изнутри

Урок №6 - Флейта: просто о сложном: Принцип компенсации

Урок №7 - Флейта: просто о сложном: Вибрато

Написать комментарий
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.
phone