Методика игры на флейте: Урок №7 - Флейта: просто о сложном: Вибрато
Илья Ильич Дворецкий 26 апреля 2023Седьмая часть из цикла уроков «Флейта – просто о сложном», расскажет об одном из самых важных и выразительных исполнительских приёмов в игре на флейте – вибрато.
Вибрато мы используем в процессе игры постоянно, иногда, сами того не замечая.
И, даже в случае сознательного отказа от вибрато и попыток играть «прямым звуком», мы так или иначе вибрируем, снижая частоту и амплитуду нашего вибрато до минимума. По сути, любое изменение звукового давления, иначе говоря, звуковой волны, есть изменение её амплитуды. Мы постоянно вибрируем в процессе исполнения либо очень медленно, когда даже на, казалось бы, ровной ноте, меняем нюанс, либо быстро, когда вибрато становится очевидным.
Но, давайте по порядку.
И для начала осознаем, что же такое вибрато?
Вибрато, это особый приём в музыке, позволяющий значительно обогатить нашу звуковую и тембральную палитру. Вибрато даёт почувствовать форму звуковой волны в буквальном смысле. При использовании вибрато, звук оживает, получает дополнительное измерение, как будто превращаясь из плоской картинки в объёмную трёхмерную графику. Не однообразные, а вариативные изменения звучания с помощью вибрато, не дают нашему слуху заскучать, помогают в построении фразы, её развитии, кульминации и окончании.
Также, благодаря этому приёму, можно достичь ощущения высокой плотности звука, при этом не утрируя указанный композитором нюанс.
Из всего сказанного следует, что вибрато очень важный и нужный приём, при умелом использовании.
Но, давайте, на минутку, представим, как будто все музыкальные произведения мы исполняем абсолютно ровным звуком.
Звучит странно?)
Чего-то явно не хватает. Чего-то привычного нашему слуху, без чего музыка статична и будто находится в состоянии анабиоза?
Да, конечно, отсутствие вибрато или прямой звук также можно использовать, как определённый приём, если того требует наша интерпретация или законы жанра.
Но, любой приём, возведённый в абсолют, может нанести ущерб музыкальной ткани и сделать ваше исполнение как минимум однообразным и предсказуемым. Поэтому поговорим об этих возможных приёмах в отдельности и затем попытаемся их комбинировать.
Технически, вибрато, это незначительное изменение динамики и высоты тона с определённой амплитудой и частотой повтора этого изменения.
То, насколько мы меняем динамику и высоту тона в пиковом моменте, является амплитудой и соответствует вертикали, а частота повтора пиков амплитуды располагается горизонтально. Эти два параметра вибрато мы можем менять на своё усмотрение:
- Высокая амплитуда + частое повторение
- Высокая амплитуда + широкое повторение
- Низкая амплитуда + частое повторение
- Низкая амплитуда + широкое повторение
И бесконечные вариации этих основных комбинаций, в зависимости от вашего видения музыки.
Какие механизмы включаются в работу, если нам нужно поменять амплитуду со значения «по умолчанию», когда звук идёт ровный, на более высокую отметку?
Для осуществления задуманного, нам потребуется изменить давление и подать струю воздуха с чуть большим ускорением, за счёт чего поменяется высота звука и слегка его громкость. Поскольку это цикличный приём, то есть проделанное нами действие многократно повторяется, возникает некое возвратно-поступательное движение, дающее ощущение гибкости и разнообразия в звуке.
Конечно же проще сказать, чем сделать. Так, где же берёт начало вибрато?
Вся структура вибрато строится на нашей так-называемой опоре, то есть на подаче дыхания. Без «опёртого» выдоха, хорошего, естественного вибрато крайне сложно добиться.
В одном из прошлых выпусков я рассказывал, как правильно подавать дыхание, так что не буду повторяться, а попробую рассказать вам своё видение исполнение приёма вибрато.
Многие педагоги разделяют вибрато на верхнее и нижнее. Верхнее — гортанное, а нижнее — диафрагмальное.
Гортанное вибрато имеет свою основу соответственно в области гортани, когда импульсом является произнесение шипящей «Ха», на придыхании, без использования языка и нёба. Сродни покашливанию, когда наши связки слегка сжимаются при выдохе.
Такое вибрато достаточно легко регулировать по амплитуде и частоте, но при отсутствии должной опоры, оно будет неуверенным и нестабильным.
Диафрагмальное вибрато рождается в районе нашей диафрагмы, чуть ниже точки солнечного сплетения и тесно связано с процессом контроля и подачи дыхания. Каждый амплитудный скачок основан на поступательном движении или подаче диафрагмы. Отличный способ сохранить опору и использовать вибрато при плотном звукоизвлечении. Но, поскольку движение нашей диафрагмы само по себе имеет значительную амплитуду, приём этот довольно энергозатратный и может вызывать утомление от длительного применения. Плюс ко всему движение диафрагмы с высокой частотой, если требуется, не добавляет комфорта в игре. А, если высокая частота накладывается на высокую амплитуду, то вибрато может превратиться в подобие толчков.
Таким крупным вибрато сложно управлять, и оно плохо интегрируется в музыкальную ткань.
Как мне кажется, лучше всего использовать смешение двух техник гортанного и диафрагмального вибрато, назовём этот способ mixed vibrato или смешанное вибрато, когда за частоту и амплитуду отвечает гортань, а диафрагма даёт константу в виде опоры, но не поделённой на части, а протяжённой, которая соответствует набранному дыханию и исполняемой музыкальной фразе или отдельной длинной ноте.
Тем самым верхнее вибрато с нужной частотой и амплитудой, если образно говорить, как бусинки на нитку насаживается на единую опору диафрагмы при выдохе.
В первую очередь мы должны понять, что вибрато — приём, применение которого сильно зависит от нашего музыкального вкуса и стилистики исполнения.
Поэтому, разобравшись с технической составляющей, давайте поймём, как правильно, а главное разнообразно применять вибрато в музыке.
Чтобы не погрязнуть в стилистических дебрях, давайте попробуем применить вибрато на одной лишь длинной ноте.
Для начала, изобразим вибрато без флейты, просто с помощью постоянной опоры и слога «Ха» на связках. Пусть это будут четверти.
1 2 3 4 — 1 2 3 4
Ха-Ха-Ха-Ха — Ха-Ха-Ха-Ха
При этом мы ощущаем весь процесс, как единый выдох, который слегка прерывается смыканием связок в заданном нами темпе. Точно также, мы можем просто увеличить темп, либо сменить длительности, то есть частоту нашего вибрато.
Как правило, амплитуда, то есть сила толчка, а соответственно отклонение звучания от заданного строя, зависит от того, что мы в данный момент исполняем. Если это длинная нота или кантиленная фраза в нюансе пиано или меццо-пиано, то стоит предпочесть вибрато с более «плоским профилем», то есть без явных толчков, с низкой амплитудой.
Если музыкальный фрагмент насыщен эмоциями, то здесь нам поможет более активное вибрато с хорошей амплитудой и с большей частотой.
И, поскольку в музыке очень часто спокойные фрагменты сменяются эмоциональными всплесками, то соответственно и наше вибрато не может оставаться безучастным и быть всегда одинаковым. Кстати, это довольно распространённая проблема, когда музыкант играет произведение, как будто включая тумблер на вибрафоне. И мы слышим, как в течение всей пьесы звучит монотонный, механистичный будильник!
Чтобы этого избежать, думайте о вибрато, как о важной составляющей музыкальной ткани. Варьируйте его от состояния практически полного покоя до волнообразного и даже иногда назойливого, ведь это тоже может быть дополнительной краской, вносящей необходимое творческое разнообразие в ваше исполнение.
Также стоит избегать частого применения анемичного, мелкого вибрато, которое чаще всего проявляется при отсутствии должной опоры и компрессии в звуке.
Лучше всегда стараться исполнять вибрато на опоре, делая его более выпуклым, а изменение частоты и амплитуды должно быть максимально бесшовным и вариативным. Тут вам во многом поможет чувство собственного музыкального вкуса, которое сформировалось или продолжает формироваться при прослушивании записей хороших исполнителей. Не пренебрегайте возможностью почерпнуть нужные вам знания у любимых вами флейтистов. Совершенно необязательно для этого брать у них лично урок. Просто вслушайтесь в манеру их исполнения и обратите внимание на тот компонент, который на данный момент вас интересует.
В случае с вибрато, попробуйте услышать, как оно меняет эмоциональную окраску той или иной фразы в музыке. Поиграйте эту фразу без вибрато и с применением вибрато. Видоизменяйте вибрато в течение единой фразы, ищите лаконичное, устраивающее вас звучание. И пусть этот приём придаст новые, освежающие краски вашему исполнению!
Видео
Урок №7 - "Флейта: Вибрато"
Что такое вибрато? Что такое диафрагмальное вибрато? Что такое гортанное вибрато? Как его освоить? Как не навредить этим приемом?