Методика игры на флейте: Урок №1 - Флейта: просто о сложном
Илья Ильич Дворецкий 14 февраля 2022Илья Дворецкий — музыкант, флейтист.
В 2000 году окончил РАМ им. Гнесиных по классу флейты у профессора Гофмана А.Л.
В 1999 стал сооснователем известной группы Marimba Plus, исполняющей авторскую музыку на стыке жанров джаза, world music и новой академической музыки.
С 2012 — 2016 был солистом оркестра Московской Филармонии под руководством Ю.И. Симонова.
С 2016 года является директором Московского Флейтового Центра.
«Всю свою жизнь, как и большинство профессиональных флейтистов, я посвятил игре на флейте.
38 лет постоянного опыта игры на этом прекрасном инструменте сподвигли меня задуматься о том, как избежать множества ошибок в период обучения? Как максимально эффективно использовать свои силы и физические данные, чтобы процесс постижения азов не превратился в борьбу длинною в жизнь?
На просторах интернета можно встретить огромное количество руководств к чему угодно — от рецептов бабушкиных печений, до самостоятельной сборки летающей тарелки. Также и по флейте есть множество подчас интересных материалов, но мне всегда не хватало в них конкретики. Любые важные правила объясняются в стиле «так положено» или «так играют великие».
В данной статье, я попробую изложить своё видение многих тонких настроек и процессов, на которые стоит обратить внимание. Оговорюсь, что моё видение складывалось исходя из накопленного эмпирического и практического опыта, постоянных проб и ошибок, самокопания и медленного, но верного роста уверенности в правильности собственного подхода к игре на флейте. Также, этим материалом я попытаюсь побудить Вас к обращению внутрь себя, к поиску и познанию скрытых от Вас самих возможностей, или исправлению накопившихся проблем, решение которых лежит буквально на поверхности, главное, под каким углом на эти проблемы посмотреть :)
Но, давайте, ближе к делу. И начнём мы с самых базовых навыков любого флейтиста — постановки корпуса.
ОТ СЛОВ К ПРАКТИКЕ. ПОСТАНОВКА КОРПУСА
То, как мы стоим, противодействуя силе притяжения и удерживая верный баланс, влияет на всю нашу игру впоследствии. К примеру, если ты стоишь, заваливаясь на пятки, то мышцы живота неизменно будут статически напряжены, что само собой не позволит взять свободно дыхание.
И, вот оно, первое правило — категорически нельзя «стоять на пятках».
А как же нужно стоять?
Для начала, нарисуем перед собой воображаемую линию (край сцены), представив за ней сидящих слушателей.
Наша цель — быть услышанными, так что звук должен распространяться в сторону публики максимально эффективно и по кратчайшей траектории. Для этого флейта должна располагаться примерно параллельно линии сцены. Но, оставим эту аксиому на потом и вернёмся постановке наших рук и ног.
Флейта наша ориентирована параллельно линии сцены, а стоим мы с большей опорой на носки ступней, в первую очередь левой ноги, которая вынесена немного вперёд и направлена на 11 часов, тогда, как правая отодвинута назад и «смотрит» на 2 часа. При этом ноги располагаются на ширине плеч и, если прочертить между ними линию, то эта линия будет находиться примерно на
Если взять флейту в руки, то воображаемая линия от одной ноги к другой должна составлять угол
Ступни ног направлены примерно на 11 и 2 часа, соответственно. Повторюсь, что для активного включения в игру, необходимо стоять с опорой на носки, слегка согнув ноги в коленях, как бы пружиня, готовясь к прыжку. Подобная, так называемая «активная позиция» позволяет всегда оставаться в равновесии и способствует правильному взятию дыхания.
Теперь поговорим о руках.
КАК УДЕРЖИВАТЬ ФЛЕЙТУ?
Возьмём флейту по расположению клапанов левой и правой руки соответственно прямо перед собой, с опущенными вниз руками и выпрямленными локтями. Далее, медленно начинаем сгибать локти (не поднимая предплечья) так, чтобы большой палец правой руки остановился напротив вашего носа, примерно в 30 сантиметрах.
Затем медленно, от правого локтя толкаем правую часть флейты вперёд, используя левую руку, как неподвижную опору, тем самым заставляя левую половину флейты приближаться к вашей голове. Вам остаётся всего лишь немного повернуть голову в сторону левого локтя, чтобы флейта коснулась лабиумом (губками) ваших губ.
При этом мы увидим, что локоть правой руки выдвинулся вперёд и располагается на одной линии с животом. Нет необходимости сильно поднимать сами локти.
Добейтесь максимально комфортного положения рук, поскольку длительная статическая нагрузка при неудобном положении впоследствии скажется не только на технике, но и на здоровье.
Это лишь базовое движение, которое даёт общее представление о механике удержания инструмента и распределения собственного веса, а также позиции относительно слушателей.
Давайте, перейдём к более тонким настройкам, держа в уме те основные навыки, которые мы приобрели только что.
ОТ СЛОЖНОГО К ПРОСТОМУ
Все вы знаете, что существует множество трудов и методик, где довольно подробно описывается процесс удержания и постановки флейты. Но, к сожалению, преподносимая информация зачастую настолько разная и противоречивая, что сложно склонить свой выбор в пользу того или иного источника. Особенно важно понимать, что физиология у людей всегда отличается, и буквальное применение одной из выбранных методик не гарантирует вам однозначно положительного результата впоследствии. Именно поэтому мои рекомендации — максимально использовать знание геометрии вашего тела и самостоятельно находить необходимые для эффективной работы точки и углы соприкосновения, давления и подачи дыхания.
Первый, основополагающий принцип удержания инструмента, это поиск идеального сочетания комфорта и эффективности от прикладываемых вами усилий.
Начнём с самого простого и важного. Допустим, нам необходимо зафиксировать предмет
(в нашем случае палку) в стабильном положении, чтобы она не вращалась и не выпадала. Первое, что приходит на ум, воспользоваться инстинктом, доставшимся нам в наследство от приматов — схватить эту палку и сжать её в кулаке. Но, данный способ совсем не подходит для игры на флейте. Хватаясь за флейту, как за ветку, мы сильно ограничиваем свои руки в свободе и технике пальцев.