Ирина Стачинская - Заметки из оркестровой жизни. Заметка №1
Илья Ильич Дворецкий 21 апреля 2019Зачастую оркестровая специфика являет собой противостояние дирижера и музыканта.
В наше время, эта традиция постепенно умирает, но вряд ли когда-нибудь её будет возможно искоренить в сердцах обеих сторон до конца.
Я не зря начинаю своё эссе (статью) с таких мыслей — рассуждения о том, что каждому талантливому человеку, уже сложившемуся профессионалу нужен педагог-репетитор, организатор деятельности или просто наставник, который подскажет не перешёл ли ты границу музыкального вкуса, приходят в голову не каждому.
По моему скромному мнению, такой человек обязательно должен присутствовать в жизни любого музыканта. Проблема лишь в том, что в оркестре, тонкую грань «ведения» твоей музыкальной жизни (музыкальную помощь) руководство может перейти, а сторона жесткой тоталитарной модели музыкального общения губительна, желание заниматься музыкой угасает.
Мне самой довелось столкнуться с подобной моделью на практике.
В таком случае именно сольное и камерное музицирование может стать спасением для угнетенной души исполнителя.
Ну а теперь о главном — чем же отличается с технологической точки зрения игра в оркестре?
Первое и главная сложность состоит в том, что тебя окружают разные музыканты. С особенным у каждого темпераментом, уникальным тембром. Каждая нота, в идеале, должна сливаться (но не пропадать) с соседом, если, конечно, вы играете унисон (Дворжак Симф.9 II часть, соло с гобоем), или октавный унисон (флейта парит над кларнетом, гобоем, реже фаготом, являясь его как бы обертоном).
Следующий момент это сочетание с группой первых скрипок — симфонии Чайковского, Шостаковича и других полны таких примеров. Что делать?
Иногда стоит отступить, динамически, чтобы понять, сливаются ли тембры и интонация. А иногда, как в последнем Maestoso 5 симфонии Чайковского 4 часть, можно эффектно выделить, осветлить тембром общую плотную фактуру.
Третье: идеальные условия работы для флейтиста — солиста — это хорошие отношения в группе флейт, дабы обсуждение вопросов строя и кто-кому должен уступать не поднималось.
Но это идеальная история — в реальности , мы исполняем огромное количество интервалов, строим взаимоотношения в аккордах (почти как в «Дом-2»), и часто солист должен проявлять бОльшую мобильность. Это большая и серьезная работа и концентрация, так как каждый интервал и аккорд уникален.
Игра с альтами, нередко используемый тембр, пожалуй самое известное соло в номере «Мнотекки и Каппулетти» из «Ромео и Джульетты» Прокофьева. Флейтист должен очень гибко следить за интонацией группы альтов, но традиционно верхняя «си» немного выше.
Игра с видовыми инструментами...
Флейта пикколо, как инструмент родственный, в 90 % случаев завышает верхний регистр, впрочем как и флейта.
Английский рожок — приготовьтесь играть в высокой тембральной позиции, не хочу говорить грубо «выше», так как все профессиональные музыканты ориентируются на тюнер и установленную высоту, например 442.
Арфа — инструмент настроенный на определенную точность (442 к примеру) и интонационные колебания которого (если не учитывать форс-мажорные обстоятельства, как влажность, смену температуры), не так велики, как у скрипок. Флейтисту следует придерживаться строя тюнера, но всегда лучше заранее подстроить те или иные места дополнительно (Рассвет на Москва-Реке Мусоргского).
Бас-кларнет — самое знаменитое, пожалуй совместное соло это Шостакович скрипичный концерт № 1 II часть Скерцо. Тут сложность только техническая, пальцевая, проблем со строем обычно не бывает. Но нужно учитывать, что это инструмент с темным, томным и тягучим звуком.
Труба — очень редкое сочетание «унисонов» как в концерте Сибелиуса для скрипки II часть. Часто флейту в этих местах и не слышно за тембром трубы, а жаль, потому что это уникальное сочетание.
Моё любимое соло-дуэт Арапа и балерины из «Петрушки» для флейты и трубы. Артикулированный танец — разговор между этими инструментами.
Автор — Ирина Стачинская.