Попп следует совету интенданта придворного театра и просит герцога о помиловании. Он признаёт, что флейта ему не принадлежит, и просит одолжить её на некоторое время.
Фон Майерн сообщает полиции, что Попп раскаялся, и поэтому может быть освобождён.
Ему разрешается оставить у себя флейту до 1 августа 1868, так как он дал расписку.
Попп выпущен из тюрьмы и теперь пишет расписку.
Полиция подтверждает признание Поппа и отправляет расписку в Кобург.
Спустя несколько месяцев, тогда, когда Попп посчитал, что обстановка достаточно успокоилась, он снова пишет фон Майерну. Он выставляет себя невинным агнцем, описывает произошедшие события как недоразумение, и борется за свою пенсию и за то, чтобы ему подарили флейту Бёма.
Для интенданта придворного театра ничего не изменилось...
К. Албрехт, управляющий финансами руководства придворного театра, также остался непреклонным.
Из двух других отправленных из Павловска писем Поппа очевидно, что он был там следующие два лета. В 1868 году Хенрик Фюрстнов снова пригласил его в вокзальный оркестр, а год спустя он был привезён в Павловск Иоганном Штраусом в качестве первого флейтиста.
Иоганн Штраус, должно быть, был хорошо знаком с Поппом и сильно доверял ему, так как ещё на подготовительном этапе назначил его контактным лицом своего оркестра.
Два последующих письма рассказывают о его Кобургском «мученичестве» и адресованы до того непосредственному комиссару по делам придворного театра , действующему Высокопревосходительству, Кобургскому тайному советнику, министру и камергеру Эмилю Фрайхерру фон Павел-Раммингену (1817-?). При его содействии Поппу даже удалось в марте-июле 1868 года получить в подарок от великодушного герцога Эрнста II такую важную для него и поначалу похищенную им флейту Бёма.
В первом письме от 4 июля 1868 Попп приводит объяснения (небезызвестные нам) о том, какая с ним произошла несправедливость. Он просит фон Павела, своего покровителя, заступиться за него перед герцогом Эрнстом II, чтобы тот всё же даровал ему пенсию, такую необходимую для его семьи материальную поддержку, но всё ещё не выплачиваемую, так как он необдуманно от неё отказался.
Вильгельм Попп, Санкт-Петербург, 4 июля 1868, статскому советнику Эмилю фон Павел-Раммингену в Кобург Ваше Превосходительство, высокочтимый господин тайный советник! Премного благодарен Вам за то, что Вы посодействовали мне в получении дозволения Его Высочества, дабы я смог оставить флейту у себя, поэтому позволю себе в своё оправдание сообщить Вам факты, которые, возможно, Вам не известны. Причина, по которой я в прошлом году превысил свой отпуск примерно на 10 дней, состоит в том, что моя дирекция (в Павловске) притворилась, что потеряла мой паспорт. Разумеется, это произошло только для того, чтобы удерживать меня там как можно дольше, так как я пользовался большой популярностью у русской публики. И чтобы быстро вернуться на свою работу, я попросил Саксонского посланника о паспорте, который я получил примерно 10 дней спустя, и незамедлительно уехал. Прибыв в Кобург, я сообщил о произошедшем господину фон Майерну и в качестве доказательства показал ему мой новый (русский) паспорт. За это опоздание не по моей вине господин фон Майерн выписал мне денежный штраф в размере 20 фл., хотя ранее я никогда не был непунктуальным на работе. Из-за непомерной нагрузки, которая была у меня здесь, я получил спазм губ, поэтому мне понадобился врач. В Кобурге господин доктор Флорщюц выписал мне лечение, однако положенный больничный не выдал. Затем я обратился к господину доктору Леманну, который сразу же определил болезнь по цвету губ и дал мне исключительно действенное лекарство — совет: какое-то время не играть на флейте, чтобы губы восстановились. Я сказал господину доктору Леманну, что господин фон Майерн сомневается в существовании моей болезни, после чего он сразу же выписал мне ниже представленное заключение, которое я отправил в интендантство. Господин придворный музыкант Попп страдает спазмом нижней губы, поэтому получает медицинское освобождение от игры на флейте. Кобург 19 октября 1867 Доктор Леманн Это медицинское заключение не приняли, потому что оно было выдано не театральным врачом, а последний не осмелился мне его выписать! После 10 дней покоя я настолько восстановился, что мог явиться на службу. За это время суровый господин фон Майерн наложил на меня следующие денежные штрафы: 14 октября штраф 20 фл 15 5 фл 17 10 фл 19 5 фл 22 10 фл 27 10 фл 1 ноября 10 фл 2 10 фл В сумме: 80 фл штраф В письме, датированном 23 октября, господин фон Майерн дословно пишет мне: «Меня мало заботит, если на это уйдёт вся Ваша зимняя зарплата. Я вознаграждаю Ваших дублёров здесь и в Готе, которых Вы оставили при переезде в Готу, и использую для этого Ваше содержание». Письмо, которое мне в таком тоне написал господин фон Майерн, как если бы я был «дворником», имеется у меня на руках, и я намереваюсь включить его в мою биографию, которую рано или поздно издаст какой-нибудь именитый писатель. Исходя из этих фактов, Ваше Превосходительство сможет заключить, что не я являюсь причиной этого раздора, а что, наоборот, меня всецело вынудили подать в отставку. Господин фон Майерн пишет мне 3 ноября дословно: «... обращаю Ваше внимание, что без увольнения здесь Вы не найдёте никакую другую работу на немецкой эстраде. Я являюсь президентом арбитражного суда этого объединения...» и т.д., и в его письмах ясно выражена мысль, что мне нужно только подавать в отставку. В общем, все те письма выдержаны в таком возмутительном тоне, чтобы мне подобное обращение надоело. К тому же в любом случае не законно, что мне, как признанному деятелю искусств, выплачивали ежегодное жалование размером в 300 фл в то время, как моему приемнику, который ещё ничего не достиг, при приёме на работу назначили более высокую зарплату, чем была у меня после 26-летней службы. Равно как и то, что предпочтительнее удерживать место свободным и отдать его другому при благоприятных обстоятельствах, хотя на протяжение многих лет я выполнял обязанности концертмейстера без гонорара концертмейстера, и вместо того к моей существующей зарплате в 80 фл прибавляли всего 10 фл. Ежедневно, как концертмейстер, я получал вознаграждение в размере 13 крейцеров, за что должен был обычно работать 6-8 часов в день и за что я был назван «Горячей головой» , так как не был доволен такой оплатой. Я убеждён, что чувство справедливости Вашего Превосходительства не одобряет осуществлённые против меня действия, и осмелюсь направить Вашему Превосходительству последнюю просьбу, так как моё ходатайство по нижеследующему делу наверняка не дошло до Его Высочества. Мой указ о приёме на работу датируется 6 января 1841 года и на протяжение моей 26-летней службы действовал пожизненно, и таким образом, я думаю, что ни Ваше Превосходительство, ни Его Высочество герцог не согласны с предпринятыми против меня мерами, более того, в основе отказа мне в пенсии лежит неправильное представление и восприятие обстоятельств дела. Поэтому с глубоким почтением направляю ходатайство Вашему Превосходительству милостиво сообщить Его Высочеству ход событий в моём вопросе и соизволить заступиться за меня, чтобы мне вернули моё право и я получил мою законную пенсию со дня моего увольнения. С глубочайшим уважением, и искренне почитая Ваше Превосходительство, Вильгельм Попп Мой адрес: Вильгельм Попп, артист в Павловске , Санкт-Петербург, Россия, дом Калугина, Бравленская Так как на это письмо ответа не последовало, и Кобург оставался неприступным, в следующем году Попп снова пишет прошение фон Павелу.
Вильгельм Попп, Павловск, недалеко от Санкт-Петербурга, июль 1869, статскому советнику Эмилю фон Павел-Раммингену в Кобург Ваше Превосходительство! Моё письмо касательно моей пенсии, направленное Вашему Превосходительству год назад, до сегодняшнего дня осталось без ответа, что побудило меня повторить ту просьбу, так как представляется невозможным, чтобы Его Высочество правящий герцог отказал в подобной компенсации своему слуге после 26-летней службы. К письму приложено заключение врача, из которого Ваше Превосходительство может заключить, что против меня была разыграна отвратительная интрига, так как в Кобург-Готе есть мнение, что со мной произошла большая несправедливость, потому что меня вынудили возмутительнейшими средствами подать в отставку. Я повторяю своё ходатайство и прошу Ваше Превосходительство милостиво ответить на него. С глубоким уважением, Вильгельм Попп Адрес: Вильгельм Попп, концертмейстер у И. Штрауса в Павловске, недалеко от Санкт-Петербурга Неизвестно, прочёл ли Эмиль фон Павел это письменное напоминание и ответил ли на него, и получил ли наконец Попп свою пенсию из Кобурга.
Кобургские документы раскрывают лишь детали из жизни Вильгельма Поппа, но всё же они обличают то, насколько мало изменились жизнь и образ мыслей оркестровых музыкантов, а также их окружение со времён Поппа за прошедшие 150 лет:
— Однократная и странная протестная реакция Поппа — его строптивый отказ исполнять свои служебные обязанности — вероятно, был связан с эгоистично расставленным приоритетом между его службой и подработкой. Конечно, подобное мнение встречается и сейчас среди музыкантов.
— Хищение или кража музыкальных инструментов случаются и сегодня , но, судя по информации, чаще у швейцарских продавцов дорогих струнных инструментов, чем «простых духовых инструментов». Когда в последний раз музыкант был объявлен в уголовный розыск и взят под арест, нам не известно.
— Так как оплачиваемые отпуска и отпуска за собственный счёт, по-видимому, всегда выдавались, дисциплинарные штрафы за опоздание или неявку сегодня относятся к оркестровым будням, а непослушание может сегодня привести к увольнению.
— Насколько быстро уже тогда (как и сегодня! ) среди музыкантов распространялись сплетни и слухи видно из письма Людвига фон Бреннера Поппу.
— Можно считать прогрессом, что цивилизованный современный музыкант не шантажирует своего работодателя и что дирижёры сегодня не имеют права устанавливать размер зарплаты и не имеют полномочий, чтобы немедленно увольнять музыкантов.
— То, что оркестранты на работе во всё горло жалуются на банальные, не музыкальные недостатки, как сквозняки, освещение и температурный режим, до сегодняшнего дня не поменялось.
Оркестровые будни со всеми их хитростями и компромиссами, скорее всего, мало радовали Поппа. Из других, не процитированных здесь Кобургских документов с 1840 по 1867 явно следует, насколько плохо справлялся Попп с этой ситуацией в оркестре на протяжение всего времени работы в придворной капелле. Будучи руководителем музыкального собрания в Венской библиотеке , доктор Томас Айгнер обнаружил (я впервые не нашёл в прилагаемой статье «В крайнем случае» способа докопаться до правды) и сообщил, что непокорная натура Поппа проявилась не только в Кобургской проблеме. Айгнер описывает, как Попп во время своего приглашения в Павловск летом 1869 был незамедлительно уволен Иоганном Штраусом и как лишь 2 года спустя после своих проблем в Кобурге он снова вёл себя строптиво и шантажировал Штрауса.
Попп был не просто противоречивым человеком, но с юности известным выдающимся музыкантом и виртуозным флейтистом. Насколько уважаемым он был в оркестре, демонстрируют его ранняя и многолетняя служба в Кобурге и его беспрепятственный переход в филармонический оркестр Гамбурга. Кроме того, его приглашение в Павловский оркестр можно считать проявлением славы и знаком отличия.
Представленное письмо, датированное 10 июня 1869 (по юлианскому стилю), от известного в то время дирижёра Людвига Бреннера подтверждает то, насколько желаемым оркестровым флейтистом был Попп, несмотря на его определённо небезызвестную сложную личность. Это письмо вдобавок демонстрирует, что тем летом между Поппом и Штраусом назревал кризис и эта напряжённая ситуация уже стала достоянием общественности прежде, чем 14 июля 1869 (по юлианскому стилю) вылилась в скандал.
Людвиг Бреннер, Санкт-Петербург, Большое Подьяческое, дом № 21 (кв. № 4), 10 июня 1869, Вильгельму Поппу, Гамбург Высокочтимый господин Попп! Мне стало известно, что между Вами и капельмейстером Штраусом возникли разногласия. Должно быть, в результате них Вы думаете сменить место работы, поэтому Вы можете без промедления приступить к службе в моём оркестре, правда на тех же условиях, что и господин Венер. В ожидании Вашего любезного ответа, Всегда преданный Вам Ваш Людвиг Бреннер Государственная и университетская библиотека Гамбурга, архивный указатель Бреннер, Людвиг: 1 Людвиг фон Бреннер (1833-1902) был первым художественным руководителем Берлинской Филармонии. В 1869 году он был ещё главным дирижёром оркестра императорского балета в Санкт-Петиербурге, в котором тогда исполнял партию первой флейты Карл Венер (1838-1912). Венер был учеником Теобальда Бёма и, как и Попп, пионером новой сконструированной Бёмом флейты. В 1886 он переселился в США и до 1891 года был солистом-флейтистом в Нью-Йоркском филармоническом оркестре.
Разлад в отношениях между Поппом и Иоганном Штраусом можно заметить ещё тогда, когда Попп направил заявление о короткой отлучке Йозефу Штраусу (1827-1870), а не его брату Иоганну. Ответ Йозефа, к сожалению, без указания места и даты, вероятно, был написан летом 1869 года в Павловске, так как оба брата поочерёдно дирижировали вокзальным оркестром. Упоминание о тогда занятом в Санкт-Петербурге флейтисте Венере подтверждает гипотезу, что это письмо относится к Павловску 1869 года.
Йозеф Штраус, [предположительно] Павловск, лето 1869, Вильгельму Поппу, туда же Господин Попп, касательно Вашей просьбы освободить Вам один день (среду или пятницу) для ремонта Вашей флейты сообщаю Вам, что, так как Вы не больны, возможно организовать Вашу замену только господином Венером . Если Вы соизволите позаботиться об этой замене на тот день, который Вы хотите использовать для указанной цели, то не будет никаких преград, чтобы разрешить Вам отсутствовать на концерте. Если же не удастся заменить Вас господином Венером, то Ваше участие в концерте, как обычно, безусловно, необходимо. Так как сегодня вечером у меня не было возможности поговорить с Вами лично, сообщаю Вам это сейчас. Прошу подтвердить получение этого письма Йозеф Штраус Как ранее упоминалось, Попп был также известным композитором. Его произведения были желанными и издавались многочисленными издательствами такими, как Johann André, Bellmann & Thü me, Breitkopf & Hä rtel, August Cranz, A. E. Fischer, Otto Forberg, Adolf Fü rstner, Max Leichssenring, Henry Litolff, Hugo Pohle, Rü hle & Wendling, B. Schott и Jul. Heinr. Zimmermann . Так как интерес к его произведениям для флейты едва ли ослабел, Alry Publications, Billaudot, Cranz, Kossack, Kunzelmann, Little Piper, Schott, Southern Music Company и Zimmermann продолжают выпускать всё новые многочисленные переиздания.
Особенно востребованными были его педагогические труды, среди них, возможно, первая всеобъемлющая школа для тогда только что новой сконструированной Теобальдом Бёмом флейты. Она появилась в 1873 году и была посвящена его Петербургскому коллеге, итальянскому флейтисту-виртуозу Чезаре Чиарди (1818-1877), у которого в своей юности брал уроки флейты Чайковский.
Чезаре Чиарди, Санкт-Петербург, 8 [по юлианскому стилю] / 20 [по григорианскому стилю] ноября 1874, Вильгельму Поппу, ГамбургPregiatissimo Signore Professore e Collega Col più profondo sentimento di gratitudine debbo ringraziarvi del pensiero e della squisita gentilezza che avete avuta di dedicarmi il vostro metodo, del quale ve ne faccio i più veridici elogi e spero poterlo fare adottare da questo Conservatorio. Se il vostro lavoro mi fosse caduto sott’occhio prima di quest’oggi non avrei ritardato a farvene prima i miei dovuti ringraziamenti i quali sono dettati dal cuore e da vero sentimento artistico. Aggradite vi prego un cordiale abbraccio ed una stretta di mano che vi da col pensiero, il vostro riconoscente collega C. Ciardi Государственная и университетская библиотека Гамбурга, архивный указатель Чиарди, Чезаре: 1-2 Почтеннейший господин профессор и коллега, Совершенно искренне хочу поблагодарить Вас за то, что Вы с чрезвычайной любезностью посвятили мне свою методику. Позволю себе похвалить её от чистого сердца и надеюсь, что мне удастся добиться, чтобы она вошла в обиход в нашей консерватории. Так как Ваш труд только сегодня пришёл ко мне, моя искренняя благодарность отправлена Вам так поздно, однако от всего сердца и со всей творческой душой. С тёплыми объятиями и рукопожатием и наилучшими пожеланиями от благодарного Вам Ч. Чиарди Также были и другие обладатели посвящений, чьи имена носили его произведения, что и показывает следующее письмо его известного Дрезденского коллеги Морица Фюрстенау (1824-1889):
Мориц Фюрстенау, Дрезден, 19 октября 1877, Вильгельму Поппу, Гамбург Уважаемый господин коллега! Меня очень обрадовало Ваше дружеское и всемилостивейшее намерение посвятить мне Ваш новый концерт для флейты. Снисходительно примите за это мою чистосердечную и искреннюю благодарность и будьте уверены, что мне доставило большое удовольствие познакомиться с упомянутой композицией и исполнять её. Многие мои ученики с большой любовью играют Ваши произведения после того, как я внедрил Ваш сборник мелодий для флейты для обучения исполнительству в местной консерватории (класс для начинающих). В ближайшие дни я отправлю Вам ещё не напечатанный концерт Моцарта Ре-Мажор; другой в Соль-Мажоре Вы, вероятно, уже знаете. Концерт для флейты, арфы и оркестра я хочу переложить для лютниста-виртуоза. Позднее он также будет предоставлен Вам в распоряжение. Партитура сейчас находится у Breitkopf & Hä rtel в Лейпциге, предназначенная для Mozartausgabe. Последнее принадлежит господину капельмейстеру Хербеку в Вене. С глубочайшим почтением, Ваш преданный Мориц Фюрстенау Его многочисленные, возможно, не всегда первосортные, но всегда занимательные салонные пьесы и его педагогически ценные упражнения почитают не только за посвящения и исполняют не только на занятиях. Они очень быстро распространились и были исключительно популярны, что подтверждает ранняя историческая запись из 1908 года, которую даже можно найти в Интернете .
О том, насколько охотно и сегодня играют его музыку, свидетельствует Гала-концерт, который проводился в 1997 году в Гамбурге, Дюссельдорфе, Франкфурте и Мюнхене. На нём чествовали международно известного флейтиста-виртуоза Поппа так же, как до него и других композиторов, которые обогатили флейтовую литературу большим количеством сочинений (Теобальда Бёма в 1981, братьев Допплеров в 1983 и Фридриха Кулау в 1987).
Франкфуртская общая газета, выпуск от 3 февраля 1997 сообщает:Ни круглый юбилей, ни известный композитор, но поистине необычный состав исполнителей и программа, в которой прозвучит единственная подлинная композиция — концерт в Старой опере породил различные точки зрения, как и шутку высочайшего качества: есть одиннадцать музыкантов-флейтистов мирового класса, которых нельзя было пропустить мимо ушей. В обработках любимых тем из опер Моцарта, Верди и Вагнера была слышана каждая краска, и, соответственно, передана каждая солирующая партия, где каждая деталь, казалось, имела значение. В сущности, праздновался 169 день рождения Кобургского композитора и флейтиста-виртуоза Вильгельма Поппа: в обыденной музыкальной жизни 19 столетия он принадлежал к звёздам развлекательного искусства, где демонстрировалась его виртуозность в обработках популярных оперных мелодий. Остаётся загадкой, почему же после продолжительных поисков так и не удалось найти больше информации о Вильгельме Поппе. Его окружает аура таинственности, о его жизни едва ли больше могут сообщить впервые доступные для общественности документы, чем может предоставить для короткого чтения музыкальная энциклопедия. После его переезда в Гамбург в 1868 году, соответственно, после лета 1869 его следы практически полностью теряются. Если бы не было его единственной обнаруженной фотографии из сборника Адольфа Гольдберга (Портреты и биографии выдающихся флейтистов-виртуозов , Берлин 1906) и лучшего соответствующего ей описания из полицейской сводки, его существование подверглось бы сомнению, как в случае с Уильямом Шекспиром. Был ли такой человек, говорят про Шекспира...? Возможно, его произведения принадлежат другому человеку, подписавшему их этим именем...?
Странно, что о знаменитом музыканте, который как солист концертировал в Германии и за рубежом, нет никаких рецензий. О нём ничего нет в музыкальных газетах 19 века таких, как Новая музыкальная газета, Вестник музыкального мира, Немецкая музыкальная газета, Южно-немецкая музыкальная газета, Эвтерпа и Лейпцигская всеобщая музыкальная газета , за исключением уже упомянутого короткого сообщения об его иннаугурационном концерте в Гамбурге 1869 в Лейпцигском вестнике музыкального мира . В семи томах всех газет известного Венского отца критики Эдуарда Ханслика Попп также не встречается, хотя там сообщается о подобных величинах (флейтисты Кракамп, Бём, Тершак, Допплеры и семья Фюрстенау).
Даже после открытия его Кобургского и Павловского конфликтов, хотелось бы узнать больше о жизненном пути Поппа. Возможно, из-за ссор он покинул или вынужден был покинуть Гамбургский оркестр, будучи 50-летним и спустя лишь 10 лет службы? Так как в государственном архиве Гамбурга, за исключением регистрационной карты, личное дело Поппа не хранится и в архивах филармонии государственного оркестра Гамбурга, согласно текущему пресс-секретарю оркестра, также нет ничего об отдельном музыканте, так и совершенно ничего тех времён , дальнейшая судьба Поппа похожа на затаившегося призрака .
Та же судьба постигла не только его личность, но и некоторые из его сочинений и переложений. Несмотря на интенсивный и всеобъемлющий поиск его переложения скрипичного концерта № 8 Вокальная сцена Людвига Шпора, он до сих пор остаётся ненайденным. Посвящённой Чезаре Чиарди флейтовой методики тоже нет ни в одной немецкой библиотеке. Случайной и удивительной была недавняя находка упоминания о ней в каталоге музыкального собрания в музыкальном институте университета Тюбингена. Вместо запрошенного экземпляра пришёл разочаровывающий (в связи с Поппом, но не такой уж неожиданный) ответ: «... к нам поступил запрос по поводу флейтовой школы Вильгельма Поппа. К сожалению, вынуждены Вам сообщить, что ноты не найдены, поэтому не можем Вам сделать копию» .
Особенным и интересным оказался дополнительный онлайн поиск в государственном архиве Гамбурга. Хотя здесь нет никакой информации о флейтисте Вильгельме Поппе, фактически многие персоны зарегистрированы под именем Вильгельма Поппа, все они жили в Гамбурге в это время и у них (тоже!) были проблемы с законом:
— Кочегар Пауль Фридрих Вильгельм Георг Попп, рождённый 20.6.1902 в Пирмасенсе, через которого в 1933 году проходила контрабанда в больших объёмах в почтовых посылках.
— Моряк Хуго Вилли Август Попп, рождённый 28.3.1905 в Гамбурге, который в том же году был обвинён в неуплате налогов и табачной контрабанде из гавани .
— Некий, рождённый 14.8.1879, Петер Вильгельм Август Попп, чьё достижение — ссора при нераздельном наследстве .
— Складской рабочий Вильгельм Попп, который был рождён 4.8.1879 в Готе [рядом с Кобургом!] и в 1910 году обвинён в краже товара у его работодателя через другого складского рабочего, в даче фальшивых показаний детективу и предъявлении фальшивых или подложных паспортов органам власти или частным лицам .
— В 1917 предстал перед судьёй ещё раз тот же Вильгельм Попп в связи с повторной кражей .
Был ли последний названный, пойманный на повторном преступлении, рождённый в 1879 году в Кобурге Вильгельм Попп возможным родственником флейтиста Поппа? Яблоко от яблони недалеко упало?
Мы этого не знаем. Остаётся лишь надеяться, что Поппу удалось после 1869 года в Гамбурге прожить оставшиеся 34 года его творческой жизни без конфликтов, как счастливому и законопослушному гражданину.
Андраш Адорьян и Альберт Муес Указатель иллюстраций: Вильгельм Попп — Фото; Портреты и биографии выдающихся флейтистов-виртуозов, А. Гольдберг Берлин 1906; Краевая библиотека Кобурга — GP 115 Объявление о розыске: Розыскной лист Баварской центральной полиции № 81, Мюнхен, 23 ноября 1867, BSB München Кобург — гравюра; Панорама города с крепостью Кобург, Матиас Мериан 1648 Публикация — Риччи-Галоп, опус 196; Немецкая музыкальная газета, Вена 1860 (стр. 630) Титульный лист — Переложение скрипичного концерта Мендельсона-Бартольди и скрипичного концерта Шпора, Cranz Hamburg Союзный талер — Эрнст II, герцог Саксен-Кобург-Готский, 1862 Почтовая открытка — Дворцовая площадь Кобурга и Герцогский придворный театр, примерно 1870 Акварель — Павловск, Концертный павильон вокзала, 1859 Прибытие первого поезда в Царское Село Густав Вильгельм Фрайхерр фон Майерн-Хохенберг Литография — Павловск, Концертный павильон вокзала, 1845 Строптивые хористы — Вестник музыкального мира, 27 ноября 1868 (стр. 1074) Рыцарь Синяя Борода — оперетта Жака Оффенбаха, 1867 Цилиндрическая флейта в строе До, Boehm & Mendler / München, кокосовое дерево с серебряной механикой, прим. 1865 из собрания доктора Йозефа Циммермана; с 1970 в Доме Бетховена, Бонн Теобальд Бём Вильгельму Поппу, Мюнхен, 27 февраля 1865; Национальная библиотека Парижа, L. a. Bohm Печатная графика — замок Халленберг, офорт Георга Хольвега, приблизительно 1850, издательство Августа Поппа [отца Вильгельма Поппа]; выставочный зал гравюр на меди, Государственное собрание искусств Дрездена — А 1995-8496 ; фото Андреас Дизе Цветная литография — Замок Халленберг, 1850; Краевая библиотека Кобурга — Kt D 305 Расписка — Государственный архив Кобурга, театр 2148-42 Объявление о Павловске 1869 — Вестник музыкального мира, Лейпциг, 1 апреля 1869 Йозеф Штраус — [предположительно] Павловск, лето 1869, Вильгельму Поппу; Государственная и университетская библиотека Гамбурга, архивный указатель LA: Strauβ, Josef: 1-3 Вильгельм Попп — Методика игры на флейте, опус 205 Pop(p)co® ncert — плакат