МФЦ Перейти на полную страницу

Что такое флейта? История возникновения флейты и устройство инструмента

Илья Ильич Дворецкий 21 декабря 2021

Простым языком о флейте, её истории и устройстве инструмента

Флейта — один из древнейших и самых популярных духовых инструментов человечества. Примитивные инструменты из кости, возраст которых составляет почти 40 000 лет, были обнаружены по всему миру.

Внешне инструмент напоминает цилиндрическую трубку с тонким каналом или воздушным отверстием внутри. В ходе тысячелетий, флейта претерпела множество эволюционных изменений прежде, чем предстала перед нами в привычном для нас виде.

В Европе долгое время пользовались продольной флейтой, но к концу 17-го века французские мастера усовершенствовали пришедшую с Востока поперечную флейту, придав ее звучанию больше выразительности и эмоциональности. В результате проведенной модернизации поперечная флейта уже в 18-м столетии звучала во всех оркестрах, вытеснив оттуда продольную.

В начале 19 века великий мастер Теобальд Бём переосмыслил конструкцию инструмента и усовершенствовал механизм, который актуален до сих пор.

Из чего состоит флейта?

Флейта состоит из головки, тела и нижнего колена.

Диапазон инструмента от Си малой октавы или До первой, до Фа четвёртой.

Современные поперечные флейты имеют две разновидности формы строения тела:

в линию (inline), когда все клапаны расположены ровно в одну линию

и не в линию (offset), когда сдвоенный клапан соль выступает вперёд из общего ряда

Акустически это не имеет никакого влияния на звук, т.к. голосовые отверстия расположены на том же расстоянии друг от друга по длине флейты.

Считается эстетически красивее, когда клапаны расположены в один ряд, хотя многим флейтистам это доставляет массу неудобств из-за того, что безымянный палец, которым берётся нота соль, короче среднего и приходится прикладывать усилие, чтобы дотянуться до клапана.

Ещё одной, немаловажной опцией в современных флейтах является ми-механика.

Немного истории

Считается, что ми-механика была изобретена в XX веке немецким мастером Эмилем фон Риттерсхаузеном и французским мастером Джалма Жюлио и, что интересно, практически одновременно и независимо друг от друга. Задачами, которые она должна была решить, являлись облегчение звукоизвлечения и улучшение интонации ноты ми третьей октавы.

Принцип работы, следующий — при нажатии клапана ми, специальный рычажок закрывает второй клапан в связке соль. Ми-механику обычно устанавливают на флейты не в линию, потому что реализовать её на флейтах в линию намного сложнее. Стоит отметить, что и для флейт inline производители придумали решение — установку, так называемой, нео-механики. Для этого сужают отверстие соль специальной пластиной, что также облегчает взятие ноты ми.

Как и у всякой системы, у ми-механики существуют приверженцы и те музыканты, которые её категорически не принимают, считая, что хорошее владение инструментом позволяет легко извлекать правильный звук и без «посторонней» помощи.

Клапаны флейты

Они бывают открытыми (с резонаторами) и закрытыми. Обычно обучение начинают на инструментах с закрытыми клапанами, т.к. с резонаторами играть тяжелее: нужно полностью закрыть дырочку, чтобы извлечь полноценный звук.

Но с резонаторами у музыканта гораздо больше возможностей: можно добиваться различных эффектов, например, плавно переходить из одной ноты в другую, или повышать и понижать интонацию на четверть тона.

Французский стиль клапанов (French style или pointed arms) — i-образное крепление клапанов, на которые палец не нажимает непосредственно.

Устанавливается в основном на профессиональные флейты. Более ровное распределение нагрузки от центра клапана к краям подушки, обеспечивает лучшее покрытие тонового отверстия, «цепкость» механики и более привлекательный внешний вид.

Однако, эта опция ведёт к заметному удорожанию инструмента, поэтому некоторые производители, например DI ZHAO FLUTES предлагают на выбор в одном модельном ряду инструментов вариант с французским стилем и без него. Более простой тип крепления — y-образный или лопаткообразный, когда рычаг крепится не к центру, а к торцу клапана, как это видно на примере клапанов с резонаторами. Распределение нагрузки менее равномерное, идёт от «пятки» клапана. Присуще ученическим и студенческим моделям флейт.

Рычаг Гизмо на нижнем колене существенно облегчает извлечения ноты До четвертой октавы. Используется только на колене Си. На колене ДО в нём нет необходимости.

Дополнительный трельный клапан СИ-ДО# обеспечивает чистую трель одним указательным пальцем правой руки, заменяя основной вариант (когда тремолируют сразу два пальца на левой руке, и при этом инструмент в руках неустойчивый и сыграть ровную чистую трель очень сложно). 

Помимо этого, с помощью дополнительного трельного клапана можно сыграть много других трелей, например соль-ля третьей октавы, которую основной аппликатурой сыграть чисто очень трудно.

Страница может использовать cookie, если необходима аналитика.